Росфинмониторинг назвал самые распространенные нарушения в сфере противодействия отмыванию доходов

Росфинмониторинг назвал самые распространенные нарушения в сфере противодействия отмыванию доходов

187
0
Поделиться

Ин­фор­ма­ци­он­ное со­об­ще­ние от 23 де­ка­б­ря 2016 «О ти­по­вых на­ру­ше­ни­ях обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, вы­яв­ля­е­мых Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом при про­ве­де­нии кон­троль­ных ме­ро­при­я­тий»


Фе­де­раль­ной слу­ж­бой по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу про­ве­ден ана­лиз на­ру­ше­ний обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма (да­лее – ПОД/ФТ), вы­яв­ля­е­мых при про­ве­де­нии кон­троль­ных ме­ро­при­я­тий в от­но­ше­нии под­на­д­зор­ных ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей.

На­и­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми на­ру­ше­ни­я­ми за­ко­но­да­тель­ства о ПОД/ФТ яв­ля­ют­ся:

— не­пред­став­ле­ние све­де­ний о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства

Ука­за­н­ная обя­за­н­ность за­кре­п­ле­на под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ). Ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли (да­лее – ор­га­ни­за­ции (ИП)) обя­за­ны не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства (да­лее – про­вер­ка), и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган в по­ряд­ке, уста­но­в­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По фа­к­ту не­ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти по ин­фор­ми­ро­ва­нию (не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца) Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о ре­зуль­та­тах про­вер­ки сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства ор­га­ни­за­ци­ям (ИП) сле­ду­ет на­пра­вить все от­че­ты по фор­ме ФЭС 3-ФМ (д­ля ор­га­ни­за­ций за пе­ри­од с 30 июня 2013 го­да по на­сто­я­щее вре­мя, для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей с 31 июля 2013 го­да по на­сто­я­щее вре­мя).

От­чет по фор­ме ФЭС 3-ФМ на­прав­ля­ет­ся один раз в три ме­ся­ца не­за­ви­си­мо от то­го вы­яв­ле­ны ли сре­ди кли­ен­тов ор­га­ни­за­ции и фи­зи­че­ские ли­ца, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства.

По­ря­док пред­став­ле­ния от­че­та по фор­ме ФЭС 3-ФМ по­дроб­но опи­сан в ин­фор­ма­ци­он­ном пись­ме Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 13 мая 2016 го­да № 52.

— на­ли­чие от­вер­жен­ных и не­ис­прав­лен­ных со­об­ще­ний, под­ле­жа­щих кон­тро­лю

В со­о­т­вет­ствии с пун­к­та­ми 3.9, 3.10 и 3.15 Ин­струк­ции о пред­став­ле­нии в Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу ин­фор­ма­ции, пре­ду­смо­т­рен­ной Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ, утвер­ж­ден­ной при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 22.04.2015 № 110, при по­лу­че­нии ин­фор­ма­ции о не­воз­мо­ж­но­сти при­ня­тия со­об­ще­ния, ор­га­ни­за­ция при­ни­ма­ет ме­ры по устра­не­нию при­чин не­при­ня­тия ФЭС, ис­прав­ля­ет ука­за­н­ные Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом за­ме­ча­ния и не позд­нее трех ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем раз­ме­ще­ния в Ли­ч­ном ка­би­не­те ли­бо АРМ ука­за­н­ной ин­фор­ма­ции, пред­став­ля­ет в Рос­фин­мо­ни­то­ринг ис­прав­лен­ное со­об­ще­ние це­ли­ком.

Ис­прав­лен­ное ФЭС дол­ж­но иметь зна­че­ние эле­мен­та «Вид со­об­ще­ния» — «2 — ис­прав­ле­ние за­пи­си». В эле­мен­тах «Но­мер со­об­ще­ния» и «Да­та со­об­ще­ния» ука­зы­ва­ют­ся но­мер и да­та пе­р­ви­ч­но пред­став­лен­но­го ФЭС. В рек­ви­зи­те «Да­та ис­прав­ле­ни­я/­за­ме­ны за­пи­си» ука­зы­ва­ет­ся да­та пред­став­ле­ния ис­прав­лен­но­го/­за­ме­ня­ю­ще­го со­об­ще­ния, с обя­за­тель­ным за­пол­не­ни­ем эле­мен­та «И­ден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния Рос­фин­мо­ни­то­рин­га».

Д­ля ини­ци­а­тив­но­го вне­се­ния из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в ра­нее пред­став­лен­ное и при­ня­тое Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом со­об­ще­ние ор­га­ни­за­ция пред­став­ля­ет за­ме­ня­ю­щее ФЭС це­ли­ком, име­ю­щее зна­че­ние эле­мен­та «Вид со­об­ще­ния» — «3 — за­прос за­ме­ны за­пи­си», с ука­за­ни­ем в эле­мен­те «До­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция» вно­си­мых из­ме­не­ний в со­об­ще­ние с за­пол­не­ни­ем эле­мен­та «И­ден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния Рос­фин­мо­ни­то­рин­га». При этом в эле­мен­тах «Но­мер со­об­ще­ния» и «Да­та со­об­ще­ния» за­ме­ня­ю­ще­го со­об­ще­ния ука­зы­ва­ют­ся но­мер и да­та пе­р­ви­ч­но пред­став­лен­но­го ФЭС, а в эле­мен­те «Да­та ис­прав­ле­ни­я/­за­ме­ны за­пи­си» ука­зы­ва­ет­ся да­та пред­став­ле­ния ис­прав­лен­но­го/­за­ме­ня­ю­ще­го со­об­ще­ния.

При на­ли­чии от­вер­г­ну­тых со­об­ще­ний (по при­чи­не от­ме­ны при­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га № 245), пред­став­лен­ных по фор­ме 4-СПД, в слу­чае ес­ли при этом вза­мен от­вер­г­ну­тых со­об­ще­ний на­прав­ле­ны но­вые в фор­ма­те ФЭС 1-ФМ (по фор­ме, уста­но­в­лен­ной при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га № 110) и име­ю­щих ста­тус «при­ня­то», ор­га­ни­за­ции (ИП) не­об­хо­ди­мо на­пра­вить в ад­рес Рос­фин­мо­ни­то­рин­га за­прос на уда­ле­ние от­вер­г­ну­тых со­об­ще­ний по фор­ме 4-СПД.

В за­про­се ука­зы­ва­ют­ся при­чи­ны уда­ле­ния со­об­ще­ния, а та­к­же дан­ные, поз­во­ля­ю­щие од­но­з­на­ч­но иден­ти­фи­ци­ро­вать со­об­ще­ние об опе­ра­ции (но­мер со­об­ще­ния, да­та со­об­ще­ния, иден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния, а та­к­же иные до­пол­ни­тель­ные све­де­ния, со­дер­жа­щи­е­ся в со­об­ще­нии), и спо­соб пред­став­ле­ния со­об­ще­ния. Та­к­же в за­про­се не­об­хо­ди­мо ука­зать иден­ти­фи­ка­ци­он­ные дан­ные со­об­ще­ния пе­ре­став­лен­но­го в фор­ма­те ФЭС 1-ФМ (но­мер со­об­ще­ния, да­та со­об­ще­ния, иден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния), пред­став­лен­но­го вза­мен от­вер­г­ну­то­го.

— не­ис­поль­зо­ва­ние Ли­ч­но­го ка­би­не­та для ска­чи­ва­ни­я/­про­смо­т­ра дей­ству­ю­ще­го Пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти (да­лее – Пе­ре­чень)

Со­глас­но пун­к­ту 2 ста­тьи 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ опе­ра­ция с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством под­ле­жит обя­за­тель­но­му кон­тро­лю в слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­ной из сто­рон яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ция или фи­зи­че­ское ли­цо, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся по­лу­чен­ные в уста­но­в­лен­ном в со­о­т­вет­ствии с на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном по­ряд­ке све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, ли­бо юри­ди­че­ское ли­цо, пря­мо или кос­вен­но на­хо­дя­ще­е­ся в соб­ствен­но­сти или под кон­тро­лем та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца, ли­бо фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, дей­ству­ю­щее от име­ни или по ука­за­нию та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца.

Ор­га­ни­за­ции (ИП) не­об­хо­ди­мо ор­га­ни­зо­вать ре­гу­ляр­ную ра­бо­ту по ис­поль­зо­ва­нию ука­за­н­но­го Пе­реч­ня в це­лях вы­яв­ле­ния та­ких лиц при иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов.

При ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты с Пе­реч­нем не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся пун­к­том 21 по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 06.08.2015 № 804 «Об утвер­ж­де­нии Пра­вил опре­де­ле­ния Пе­реч­ня, и до­ве­де­ния это­го пе­реч­ня до све­де­ния ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей», в со­о­т­вет­ствии с ко­то­рым Пе­ре­чень до субъ­ек­тов Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ до­во­ди­т­ся толь­ко че­рез их ли­ч­ные ка­би­не­ты на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

— на­ру­ше­ние тре­бо­ва­ний по обу­че­нию ка­д­ров в це­лях ПОД/ФТ, в ча­сти про­хо­ж­де­ния спе­ци­аль­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа

Тре­бо­ва­ния к под­го­то­в­ке и обу­че­нию ка­д­ров ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, ука­за­н­ных в ста­тье 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 го­да № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» уста­но­в­ле­ны при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 03.08.2010 № 203 «Об утвер­ж­де­нии по­ло­же­ния о тре­бо­ва­ни­ях к под­го­то­в­ке и обу­че­нию ка­д­ров ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – По­ло­же­ние № 203)

Со­глас­но пун­к­ту 10 По­ло­же­ния № 203 обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа ли­цо, пла­ни­ру­ю­щее осу­ще­ств­лять фун­к­ции спе­ци­аль­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца, про­хо­дит од­но­крат­но до на­ча­ла осу­ще­ств­ле­ния та­ких фун­к­ций.

— не­со­о­т­вет­ствие пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мых ор­га­ни­за­ци­я­ми тре­бо­ва­ни­ям за­ко­но­да­тель­ства о ПОД/ФТ

В со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 2 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, обя­за­ны в це­лях пре­до­т­вра­ще­ния ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма раз­ра­ба­ты­вать пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля и при­ни­мать иные внут­рен­ние ор­га­ни­за­ци­он­ные ме­ры в ука­за­н­ных це­лях.

В слу­чае вне­се­ния из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ ли­бо иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в сфе­ре ПОД/ФТ ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обя­за­ны вно­сить со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в свои пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля.

Сро­ки вне­се­ния из­ме­не­ний в пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в свя­зи с из­ме­не­ни­ем дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ПОД/ФТ Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ или ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми в на­сто­я­щее вре­мя не ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны.

В­ме­сте с тем, в слу­чае вне­се­ния в Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ ли­бо иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в сфе­ре ПОД/ФТ из­ме­не­ний, ор­га­ни­за­ци­ям и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям ре­ко­мен­ду­ет­ся в те­че­ние 30 ка­лен­дар­ных дней с да­ты всту­п­ле­ния в си­лу ука­за­н­ных из­ме­не­ний ли­бо всту­п­ле­ния в си­лу но­во­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та вне­сти в свои пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния.

Но­вая ре­да­к­ция пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля или из­ме­не­ния к дей­ству­ю­щей ре­да­к­ции утвер­ж­да­ют­ся ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции (ИП).